Хельсинки. Церковь Каллио (Kallion kirkko)
Северный конец проспекта Сильтасааренкату упирается в небольшую возвышенность, на которой стоит высокая башня из серого гранита. Это приходская церковь района Каллио, построенная в начале двадцатого века. Автор проекта - известный архитектор Ларс Сонк, один из ведущих архитекторов "северного модерна", или "Национального романтизма" ("Югенд"). Закладка первого камня состоялась 13 июля 1908 года. Строительство было закончено летом 1912 года и 1 сентября 1912 года храм был освящён епископом Герман Рабергом.
После обретения независимости в Финляндии началась гражданская война, в этот период храм захватили анархисты-толстовцы, сделав его своей базой.
В хорошую погоду с верхнего яруса башни видно Эстонский берег. Во время второй мировой войны здесь размещался пункт управления противовоздушной обороной Хельсинки.
На звоннице размещаются семь бронзовых колоколов, отлитых в Германии. Ежедневно в полдень и в 18 часов они исполняют мелодию, написанною Яном Сибелиусом специально для церкви Каллио.
Подойдя к подножью храма, по бокам башни видим широкие боковые крылья, ранее скрытые домами. Несущие стены сооружения выложены из красного кирпича и облицованы серым финским гранитом. Высота здания составляет 65 метров, а верхняя точка креста находится на отметке 94 метров над уровнем моря.
Поднявшись по ступеням, с такими вот модерновыми фонарями по бокам, я обнаружил вход запертым, указатель направил меня за угол.
Алтарный объем храма - апсида с большими окнами и декором в стиле модерн расположена со стороны главного фасада.
.А главный портал с обратной стороны здания.
У входа стоит стол с библиями общего пользования, как это принято в лютеранских церквях.
Благодаря большим окнам и фонарю над алтарем, помещение очень светлое, и я поначалу сделал несколько кадров на нестабилизированный широкугольник.
Над аскетичным алтарем мы видим барельеф, вырезанный из дерева, работы Ханнеса Аутере. В качестве моделей резчик использовал реальных жителей Каллио.
Над алтарем подвешено большое распятие, так же вырезанное из дерева Ханнесом Аутере. Барельеф и распятие появились в храме в 1956 году.
Интерьеры украшены фресками и декором в стиле модерн.
Типичные для стиля орнаменты, напоминающие линии живой природы.
Стиль "Югенд" более сдержан, чем, например, испанский или французский модерн, и такой декор встречается здесь не так уж часто.
Массивные люстры изготовлены из из латуни по эскизам Пааво Тинелля, известного финского дизайнера освещения.
К открытию в храме был смонтирован орган известной немецкой фирмы Schlag & Söhnen.
В 1970 году его заменили на новый, изготовленный шведской компанией Åkerman & Lund Orgelbygger. Помещение имеет отличную акустику, здесь часто проводят концерты.
Главный пульт органа находится на галерее. Здесь я оратил внимание на монитор - технический прогесс не чужд и духовной музыке - похоже, орган имеет компьютерную систему управления. Когда я ходил по церкви, орган как раз настраивали.
.В храме есть два небольших колумбария.
Урны с прахом могут храниться в ячейках ограниченное время, затем их преносят на кладбище, а прах важных персон в гробницу, расположенную в цоколе церкви. Подземный колумбарий рассчитан на 2500 урн.
В церкви предусмотрен даже детский уголок, выдержанный в библейской тематике.
Храм открыт ежедневно, в будние дни с 7 утра до 9 вечера, в выходные с 9 утра до 7 вечера, вход свободный.
Напротив церкви есть пара зданий, которые тоже можно отнести к "северному модерну". Дом с круглыми башенками по углам и изящными фронтонами, где можно прочитать дату постройки - 1907 год. Под окнами верхнего этажа -панели с растительным декором, Только вот мощные гранитные порталы, как я думаю, не совсем в тему.
Белое угловое здание перед фасадом Каллио кирко - так называемый "приходской дом" (Kallion Seurakunta). Здесь размещаются помещения, которые можно арендовать для проведения различных обрядов - крещений, венчаний, отпеваний и других треб. Здесь же есть два банкетных зала с кухнями - большой, на 100 мест и малый, на 12.
.Здание строгой архитектуры, но и тут можно увидеть оригинальные барельефы над дверными проёмами.
На углу здания две круглые доски - одна содержит имя архитектора - K.Borg, на второй римскими цифрами указан год постройки - 1921.