Лиссабон. Гидроплан Fairey 17. Памятник первому перелету через Южную Атлантику
В углу парка Башни Белен (Jardim da Torre de Belém) установлен гидроплан Fairey 17, в память о первом перелете через Южную Атлантику (на карте). Португальские морские летчики Гаго Коутиньо и Сакадура Кабрал совершили перелет из Лиссабона в Рио-де-Жанейро первыми, став первыми, кто пресёк южную часть Атлантического океана по воздуху. Перелет был посвящён столетию независимости Бразилии.
Для перелета был выбран гидросамолет Fairey III-Г MkII английского производства. Самолеты этого типа выпускались с 1918 по 1941 год и принимали активное участие в во Второй мировой войне. 11 таких самолетов состояло на вооружении авиации португальского флота. Для перелета самолет был доработан - с него сняли военное снаряжение и увеличили объем топливных баков. Был установлен авиагоризонт-новинка того времени, позволявший контролировать положение самолета вне видимости земли. Именно возможность испытать этот прибор стала формальным поводом для перелета. Самолету была дано имя "Лузитания".
В 16:30 30 марта 1922 года Коутиньо и Кабрал вылетели с военно-морской базы Тежу, расположенной недалеко от башни Белем в Лиссабоне. Поздно вечером этого же дня, преодолев около полутора тысяч километров, летчики достигли Канарских островов, где обнаружили, что потребление топлива выше расчетного, и совершили посадку в Лас Пальмасе. Путешествие возобновилось 5 апреля, летчики преодолели 1370 километров до островов Сан-Висенте Остров, где были вынуждены совершить посадку для ремонта двигателя. Ремонт затянулся почти на две недели, и пилоты продолжили свой путь только 17 апреля. Долетев сначала до Порто Прая на соседнем острове Сантьяго, летчики повернули на юго-запад, и в тот же день достигли островов Святых Петра и Павла у берегов Бразилии, пролетев 1700 километров и преодолев Южную Атлантику. Для навигации летчики использовали секстант и новый прибор - авиагоризонт. Однако здесь пилотам не повезло - приводняясь в бурном море вблизи острова, самолет потерял один из поплавков, погрузился одним крылом в воду и вскорее затонул. Авиаторы были спасены португальским крейсером "Република", участвовашем в поддержке перелета. Крейсер доставил пилотов в порт острова Фернанду-ди-Норонья.
Потеря "Лузитании" могла бы завершить эту историю, однако восторженные отзывы в португальской и бразильской прессе и горячая поддержка общественности побудили португальское правительство отправить к берегам Бразилии еще один гидросамолет того же типа для завершения путешествие. Новый самолет, которому дали имя Patria, был доставлен в Фернанду-ди-Норонья 6 мая и после подготовки, 11 мая летчики вылетели в сторону архипелага Святого Петра и Святого Павла, чтобы возобновить прелет из точки, где они потерпели крушение. Однако поломка двигателя заставила их вновь совершить аварийную посадку в океане. Гидроплан дрейфовал в течение девяти часов, пока не были подобраны британским грузовым пароходом "Paris Sity", который доставил их обратно в Фернанду-ди-Норонья. Поднять на борт самолет не было никакой возможности, поэтому он был оставлен в океане.
Но и этой неудачей перелет не закончился. При поддержке бразильского правительства отважные авиаторы получают третий самолет, которому жена президента Бразилии дала имя Santa Cruz. 5 июня самолет был доставлен Фернанду-ди-Норонья, и Коутиньо и Кабрал смогли наконец закончить перелет, отправившись сначала в Ресифи, потом в Сальвадор-да-Баия, затем Витория, а оттуда уже в Рио-де-Жанейро, Перелет был, наконец, завершен 17 июня,когда гидросамолет совершил посадку на воды залива Гуанабара. Бразилия встречала авиаторов как героев, на набережной собрались огромные огромные толпы, с приветственной речью выступил один из пионеров авиации Альберто Сантос-Дюмон, бразилец по происхождению. Путешествие длилось 79 дней, из них фактическое время полета составило всего 62 часов и 26 минут. Авиаторы преодолели по воздуху расстояние в 8383 километров (5209 миль).
Карта перелета.
Небольшой фильм о прелёте с уникальными документальными кадрами.
Перелет португальцев вдохновил других пилотов: американца Чарльза Линдберга, бразильца Жоао Рибейро де Баррос и португальца Сарменто де Бейрес, которые спустя несколько лет совершили трансатлантические перелеты.
Источник: