Лиссабон. Гидроплан Fairey 17. Памятник первому перелету через Южную Атлантику

В углу парка Башни Белен (Jardim da Torre de Belém) установлен гидроплан Fairey 17, в память о первом перелете через Южную Атлантику (на карте). Португальские морские летчики Гаго Коутиньо и Сакадура Кабрал совершили перелет из Лиссабона в Рио-де-Жанейро первыми, став первыми, кто пресёк южную часть Атлантического океана по воздуху. Перелет был посвящён столетию независимости Бразилии.

Лиссабон. Гидроплан Fairey 17. Памятник перелету через Южную Атлантику

Для перелета был выбран гидросамолет Fairey III-Г MkII английского производства. Самолеты этого типа выпускались с 1918 по 1941 год и принимали активное участие в во Второй мировой войне. 11 таких самолетов состояло на вооружении авиации португальского флота. Для перелета самолет был доработан - с него сняли военное снаряжение и увеличили объем топливных баков. Был установлен авиагоризонт-новинка того времени, позволявший контролировать положение самолета вне видимости земли. Именно возможность испытать этот прибор стала формальным поводом для перелета. Самолету была дано имя "Лузитания".

Лиссабон. Гидроплан Fairey 17. Памятник перелету через Южную Атлантику

В 16:30 30 марта 1922 года Коутиньо и Кабрал вылетели с военно-морской базы ​​Тежу, расположенной недалеко от башни Белем в Лиссабоне. Поздно вечером этого же дня, преодолев около полутора тысяч километров, летчики достигли Канарских островов, где обнаружили, что потребление топлива выше расчетного, и совершили посадку в Лас Пальмасе. Путешествие возобновилось 5 апреля, летчики преодолели 1370 километров до островов Сан-Висенте Остров, где были вынуждены совершить посадку для ремонта двигателя. Ремонт затянулся почти на две недели, и пилоты продолжили свой путь только 17 апреля. Долетев сначала до Порто Прая на соседнем острове Сантьяго, летчики повернули на юго-запад, и в тот же день достигли островов Святых Петра и Павла у берегов Бразилии, пролетев 1700 километров и преодолев Южную Атлантику. Для навигации летчики использовали секстант и новый прибор - авиагоризонт. Однако здесь пилотам не повезло - приводняясь в бурном море вблизи острова, самолет потерял один из поплавков, погрузился одним крылом в воду и вскорее затонул. Авиаторы были спасены португальским крейсером "Република", участвовашем в поддержке перелета. Крейсер доставил пилотов в порт острова Фернанду-ди-Норонья.

Лиссабон. Гидроплан Fairey 17. Памятник перелету через Южную Атлантику

Потеря "Лузитании" могла бы завершить эту историю, однако восторженные отзывы в португальской и бразильской прессе и горячая поддержка общественности побудили португальское правительство отправить к берегам Бразилии еще один гидросамолет того же типа для завершения путешествие. Новый самолет, которому дали имя Patria, был доставлен в Фернанду-ди-Норонья 6 мая и после подготовки, 11 мая летчики вылетели в сторону архипелага Святого Петра и Святого Павла, чтобы возобновить прелет из точки, где они потерпели крушение. Однако поломка двигателя заставила их вновь совершить аварийную посадку в океане. Гидроплан дрейфовал в течение девяти часов, пока не были подобраны британским грузовым пароходом "Paris Sity", который доставил их обратно в Фернанду-ди-Норонья. Поднять на борт самолет не было никакой возможности, поэтому он был оставлен в океане.

Лиссабон. Гидроплан Fairey 17. Памятник перелету через Южную Атлантику

Но и этой неудачей перелет не закончился. При поддержке бразильского правительства отважные авиаторы получают третий самолет, которому жена президента Бразилии дала имя Santa Cruz. 5 июня самолет был доставлен Фернанду-ди-Норонья, и Коутиньо и Кабрал смогли наконец закончить перелет, отправившись сначала в Ресифи, потом в Сальвадор-да-Баия, затем Витория, а оттуда уже в Рио-де-Жанейро, Перелет был, наконец, завершен 17 июня,когда гидросамолет совершил посадку на воды залива Гуанабара. Бразилия встречала авиаторов как героев, на набережной собрались огромные огромные толпы, с приветственной речью выступил один из пионеров авиации Альберто Сантос-Дюмон, бразилец по происхождению. Путешествие длилось 79 дней, из них фактическое время полета составило всего 62 часов и 26 минут. Авиаторы преодолели по воздуху расстояние в 8383 километров (5209 миль).

Карта перелета.

Небольшой фильм о прелёте с уникальными документальными кадрами.

Перелет португальцев вдохновил других пилотов: американца Чарльза Линдберга, бразильца Жоао Рибейро де Баррос и португальца Сарменто де Бейрес, которые спустя несколько лет совершили трансатлантические перелеты.

Источник: