Стокгольм. Музей корабля Ваза

Музей корабля "Ваза" (Vasamuseet на карте) - важнейшая достопримечательность шведской столицы. "Если вы не были здесь - вы не видели Стокгольма" - так говорят путеводители.

Стокгольм, музей корабля Ваза

Экспозиция представляет единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века и рассказывает весьма поучительную историю о его создании и гибели.

Стокгольм, музей корабля Ваза

16 января 1625 года король Швеции Густав II Адольф заключил договор с известным голландским корабельным мастером Хенриком Хюбертссоном на постройку нового боевого корабля, который должен был стать флагманом Шведского королевского флота, самым большим и мощным кораблём на Балтике. Сразу же началась заготовка материалов - для строительства было заготовлено более тысячи стволов деревьев, для чего было вырублено 16 гектаров леса.

Стокгольм, музей корабля Ваза

Закладка корабля состоялась весной 1626 года на королевской военной верфи Блазиенхольмен в Стокгольме. Над будущим флагманом трудились более 400 рабочих. Литейные мастерские начали отливку бронзовых пушек. Король принимал активное участие в проектировании и постройке корабля, он лично давал указания по величине основных размерений и вооружения.

Стокгольм, музей корабля Ваза Стокгольм, музей корабля Ваза

Судостроитель Хенрик Хюбертссон умер до завершения строительства, в начале 1627 года . Прдолжать работу над "Вазой" было поручено мастеру верфи Блазиенхольмен Хайну Якобссону, и осенью корабль был спущен на воду. Достройка продолжалась до начала следующего года и 16 января 1628 года король Густав II Адольф посетил верфь, осмотрел корабль и был вполне удовлетворен увиденным. К лету 1628 года "Ваза" был отбуксирован в центр Стокгольма и встал на якорь у Королевского дворца.

Стокгольм, музей корабля Ваза Стокгольм, музей корабля Ваза Стокгольм, музей корабля Ваза Стокгольм, музей корабля Ваза

Летом 1628 года "Ваза" принял на борт балласт, после чего началась установка пушек.

Стокгольм, музей корабля Ваза

В середине лета началась подготовка к первому плаванью - погрузка боеприпасов и провианта. В воскресение 10 августа был назначен первый выход корабля в море. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. Корабль должен был пройти от центра города до военно-морской базы Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма, где планировалось грандиозное праздненство по поводу ввода нового флагмана в состав флота. В торжествах разрешили участвовать и семьям членов экипажа, поэтому на борту находилось много женщин и детей.

Посмотреть на отплытие на набережных собралась толпы горожан. Операция заняла немало времени — ветер дул с юго-запада, поэтому первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Когда корабль был выведен на открытое пространство, капитан корабля Сёфринг Ханссон приказал поднять паруса, после чего бортовым залпом был дан салют и "Ваза" отправился в своё первое плавание.

Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и «Васа» начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.

Стокгольм, музей корабля Ваза

На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках — однако к тому времени корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Бекхольмен и в порт Стокгольма. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с «Васой» погибло около 300 человек.

Стокгольм, музей корабля Ваза

В музее воссоздана сценка из жизни города, в которой жители наблюдают и обсуждают происшествие.

Стокгольм, музей корабля Ваза

Только через две недели после трагедии новость о гибели «Васы» достигла короля Швеции Густава II Адольфа, который находился тогда в Пруссии. Король отослал в Стокгольм депешу, в которой предполагал, что причиной гибели корабля стали глупость и невежество, требовал провести следствие и наказать виновных. Следствие велось на высшем уровне, в Шведском Государственном совете. Стокгольм, музей корабля Ваза

В ходе следствия выдвигались разнообразные гипотезы относительно причин гибели корабля: алкогольное опьянение капитана, ненадёжное закрепление пушек и тому подобное. Ни одна из этих версий не подтвердилась. В конце концов, следствием был сделан вывод: при проектировании корабля были допущены ошибки. Действительно, «Васа» имел слишком высоко расположенный центр тяжести и был слишком узок, хотя судостроители, тайно от короля, увеличили его ширину на 2,5 метра, его подводная часть по отношению к корпусу, рангоуту и артиллерии имела слишком малый вес. Это привело к неустойчивости корабля. Капитан корабля Сёфринг Ханссен сам отмечал это на следствии, однако в случае с "Вазой" предпринять было нечего: взять большее количество балласта и тем повысить остойчивость корабля не позволяла его конструкция.

Стокгольм, музей корабля Ваза

Никаких результатов не принесли и допросы кораблестроителей, под руководством которых строился "Ваза". Основная сложность заключалась в том, что фактический строитель корабля Хенрик Хюбертссон умер за год до катастрофы. Ответственные за верфь, где был построен "Ваза", судостроитель Хейн Якобссон и арендатор верфи Арент де Грот поклялись в своей невиновности, указав, что корабль был построен по тем размерам, которые утвердил лично король Густав II Адольф. И на борту было то количество пушек, которое стояло в контракте.

Стокгольм, музей корабля Ваза

Привлекать к следствию самого короля в Государственном совете не решились. В итоге никто не был признан виновным и никто не был осуждён за катастрофу.

Стокгольм, музей корабля Ваза

В течение нескольких лет после гибели "Вазы" предпринимались неоднократные попытки его подъёма. Характерно, что основной причиной этих попыток была даже не ценность корабля как такового, а 64 дорогие бронзовые пушки, затонувшие вместе с ним.

Стокгольм, музей корабля Ваза

Проекты подъёма корабля были довольно разнообразны, однако в большинстве своём были невыполнимыми, лишь некоторые из предложенных вариантов действительно имели какие-то шансы на успех. В частности, корабль пытались вытащить волоком по дну на остров Бекхольмен, от берегов которого до места катастрофы было не более ста метров (впоследствии, в середине XX века, когда «Ваза» был поднят на поверхность, на нём было обнаружено свыше двух десятков якорей, которыми цепляли корабль). Однако успехом эта операция не увенчалась.

После того как попытки поднять корабль целиком ничего не дали, для подъёма пушек была снаряжена экспедиция водолазов под руководством шведа Альбректа фон Трейлебена. В их распоряжении имелся только водолазный колокол. Ситуация осложнялась тем, что корабль затонул неповреждённым. Чтобы поднять на поверхность одну пушку, водолаз должен был на дне, в полной темноте и холоде, в одиночку, используя только крюк и молот, снять весившее почти тонну орудие с лафета, вытащить его через пушечный порт и поднять на поверхность. Тем не менее, водолазы Трейлебена справились с этой сложнейшей работой — в течение 1664-1665 годов с "Вазы" было поднято 53 пушки. Ещё одну подняли в 1683 году. На этом спуски на "Вазу" в XVII веке были прекращены. Показательно, что в середине XX века водолазу, располагающему современным оборудованием для подводных работ и осветительными приборами, для подъёма на поверхность одной пушки потребовался целый день.

Стокгольм, музей корабля Ваза

После подъёма пушек водолазы утратили к "Вазе" всяческий интерес. Корабль был забыт, пропали и данные о его местоположении. Так продолжалось до середины XX века, когда историей "Вазы" в частном порядке занялся 38-летний инженер Андерс Франсен. В то время он был одним из крупнейших в Швеции специалистов по военно-морской истории XVII—XVIII веков с упором на затонувшие корабли. При этом Франсен был уверен, что корабль хорошо сохранился. Этому должны были способствовать специфические условия Балтийского моря: из-за пониженной солёности воды в нём не водятся корабельные черви, в более солёных морях съедающие всё дерево. В течение длительного времени Франсен изучал старые карты и архивные данные, после чего, определив приблизительное положение корабля, начал поиски непосредственно в акватории Стокгольма. В распоряжении Франсена была лодка, якорь-кошка и сконструированный им лот-пробоотборник. В общей сложности исследования заняли более пяти лет, из которых последние два с половиной года ушли на методичное траление гавани Стокгольма. Позднее Франсен вспоминал: « В основном я поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские ёлки и дохлых кошек… »

25 августа 1956 года поиски наконец дали результат. Сброшенный на дно лот Франсена воткнулся во что-то твёрдое. Когда лот был поднят, стало видно, что в его трубке застрял кусок почерневшего дуба. Через несколько дней соратник Франсена, водолаз Пер Эдвин Фельтинг спустился на дно в этом месте. На глубине около 32 метров он обнаружил хорошо сохранившийся деревянный борт корабля, на котором имелось два ряда пушечных портов. Таким образом, находка была подтверждена. Об этом событии в стокгольмской газете «Экспрессен» от 13 сентября 1956 года была помещена следующая заметка: «Найден старый корабль около острова Бекхольмен в центре Стокгольма. Частное лицо занималось исследованиями в течение пяти лет, чтобы найти корабль». Корабль был поднят на поверхность 24 апреля 1961 года.

Стокгольм, музей корабля Ваза

16 августа 1990 года на острове Юргорден был открыт музей, который сейчас является одним из самых посещаемых стокгольмских музеев. Здание музея, построенного специально под экспозицию корабля, позволяет осмотреть «Вазу» со всех сторон на различных уровнях высоты. В музее «Васы» есть кинозал, где демонстрируется фильм об истории корабля, проводятся экскурсии с гидом. К 2007 году в музее побывал 25 миллионный посетитель.

Стокгольм, музей корабля Ваза Стокгольм, музей корабля Ваза Стокгольм, музей корабля Ваза Стокгольм, музей корабля Ваза Стокгольм, музей корабля Ваза Стокгольм, музей корабля Ваза

Доступ на корабль закрыт, взойти на его палубу могут только реставраторы. Так же сделано исключение для королевских особ и их гостей, имеющих аналогичный статус.

Стокгольм, музей корабля Ваза Стокгольм, музей корабля Ваза Стокгольм, музей корабля Ваза

Для того чтобы древесина затонувшего корабля со временем не потрескалась и развалилась, был разработан специальный метод консервации. В качестве защитного материала было выбрано вязкое, растворимое в воде вещество полиэтилен-гликоль. Он медленно проникал в дерево, заменяя воду и не давая древесине растрескаться от сухости. Обработка корабля продолжалось несколько лет.

Стокгольм, музей корабля Ваза

Работы продолжаются постоянно, по сути весь корабль - реставрационная мастерская.

Стокгольм, музей корабля Ваза Стокгольм, музей корабля Ваза Стокгольм, музей корабля Ваза- Стокгольм, музей корабля Ваза Стокгольм, музей корабля Ваза Стокгольм, музей корабля Ваза

Рядом расположен еще один важнейший музей Швеции - Северный музей (также Нордический музей или Скандинавский музей, (Nordiska muséet)) — музей шведской культуры и этнографии, освещающий историю культуры Швеции от 16 века до наших дней. К сожлению, посетить его не представилось возможным.

Стокгольм, музей корабля Ваза

Стокгольм - город замечательный и очень интересный, для знакомства с ним нужен не один день, но в этой поездке он просто транзитный город, а нам пора ехать дальше, в первую столицу независимого шведского государства Уппсалу.