Осло. Фрогнер-парк. Парк скульптур Вигеланда. Главные ворота

В западной части Осло находится Парк Фрогнер (Frognerparken на карте) - главный зеленый массив и самая посещаемая достопримечательность норвежской столицы. За год здесь бывает более миллиона туристов. Oslo, Vigeland Park. Front gate. Осло, Главные ворота. Парк Вигеланда

На входе посетителей встречают причудливые кованные узоры решеток Главных ворот. Проект ворот был создан в 1924, но открылись они только в 1942 году. Строительство финансировал Норвежский национальный банк. Oslo, Vigeland Park.Front gate. Осло, Парк Вигеланда. Главные ворота

Главные ворота парка представляют собой семь порталов, украшенных квадратными фонарями. Oslo, Vigeland Park. Frong gate. Осло, Парк Вигеланда. Главные ворота

Ворота дают начало 850-метровой аллее, вдоль которой расположен огромый комплекс изваяний, созданный норвежским скульптором Густавом Вигеландом. Поэтому часто Форгнер-парк называют парком скульптур Вигеланда (Vigelandsanlegget). Парк создавался в 1907—1944 годах, скульптор не дожил лишь год до его завершения. Парк занимает площадь в 30 гектаров и содержит 227 скульптурных групп, отражающих богатейшую гамму человеческих отношений. Oslo, Vigeland Park. Осло, Парк Вигеланда

Великий скульптор родился в семье крестьян и ремесленников на юге Норвегии, на ферме с названием Вигеланд, откуда и получил свою фамилию. Родители отправили юного Густава в Осло, в школу, где он обучался грамоте. В школе обучали так же и ремеслом, в частности резьбе по дереву. Это занятие пришлось по душе крестьянскому пареньку, но после внезапной смерти отца ему пришлось вернуться на ферму, чтобы помогать семье. Несмотря на это, Вигеланд не забыл любимое дело и вновь приехал в Осло в 1888 году с целью продолжить обучение. Здесь он получил поддержку и помощь известного скульптора Брийнульфа Бергслина и уже на следующий год Вигеланд выставил свою первую работу «Хагар и Ишмаэль».

В 1891 году Вигеланд отправился в творческое путешествие по Европе, жил в Копенгагене, Париже, Берлин и Флоренции. Во французской столице он знакомился с мастерской Родена, а в Италии изучал античную скульптуру и работы эпохи Возрождения. В эти годы он стал уделять внимание темам жизни и смерти, отношения между мужчиной и женщиной. Вернувшись в Норвегию в 1894 году Вигеланд провел свою первую выставку, которая сразу привлекла внимание и получила положительные отзывы критиков.

С 1896 по 1902 годы Вигеланд работал на реставрации Нидаросского собора в Тронхейме. Этот период привнес в работы художника средневековые элементы, которым он придал новый смысл - в частности, драконы, символизирующие обычно человеческие пороки, у Вигеланда приобрели значение сил природы, противостоящие человеку.

Вернувшись в Осло, он получил от муниципалитета заброшенную мастерскую, в которой смог продолжить работать. В 1905 году, после того как Норвегия получила независимость, Вигеланд был признан самым талантливым норвежским скульптором и стал получать высокие гонорары за изготовление статуй и бюстов, прославлявших его известных соотечественников, таких как Генрик Ибсен и Нильс Хенрик Абель.

В 1906 году власти Осло решили построить фонтан перед зданием Парламента. Вигеландом была изготовлена модель, но проект по ряду причин так и не был реализован. Не смотря на это, проект фонтана целиком захватил художника и он продолжил работу над проектом. Постепенно фонтан стал приобретать черты грандиозной скульптурной композиции.

В 1921 году муниципалитет запустил проект строительства городской библиотеки, и старая студия, где жил и работал Вигеланд, попала под снос. После продолжительной тяжбы с властями Вигеланд получил под мастерскую новое здание, однако с условием, что все его будущие работы будут принадлежать городу. Новая студия была расположена в окрестностях парка Фрогнер, в котором Вигеланд и предложил возвести фонтан, над которым он работал уже почти два десятка лет. Получив согласие властей, художник приступил к работе над открытой выставкой скульптур, которой он отдал все последующие 20 лет своей жизни, и получившей впоследствии название "Парк скульптур Вигеланда." Примечательно, что во время войны немецкие оккупационные власти не остановили, а поддержали проект, усмотрев в работах скульптора образы людей "высшей расы" - арийцев. Великий художник умер в 1943 году, за год до открытия парка. Его прах времени хранится здесь в здании парковой часовни, а студия стала музеем Вигеланда, где представлены гипсовые модели скульптур, гравюры, рисунки. Oslo, Vigeland Park. Gustav Vigeland monument. Осло, Памятник Густаву Вигеланду