Посетив Парк Вигеланда, едем в центр города, на берег залива Бьорвика (Bjørvika).
Здесь находится Национальный оперный театр Норвегии (Operahuset на карте), главная площадка Национальной оперы и балета и Норвежского академического театра оперы. Это крупнейшее общественное здание, построенное в Норвегии со времён возведения Нидаросского собора.
О необходимости строительства оперного театра в Осло говорили еще в конце 19 века, однако решение вопроса затянулось на столетие. В 1999 году, после долгих дебатов в парламенте, правительство Норвегии определило место строительства, полуостров Бьорвик, рядом с центральным вокзалом и морским портом, и объявило международный архитектурный конкурс. Из двухсот представленных архитекторами всего мира работ остановились на проекте норвежского архитектурное бюро Snøhetta, получившему известность благодаря проекту Новой библиотеки в Александрии.
Архитекторы Snøhetta предложили ультрасовременное высокотехнологичное сооружение, которое связало бы современную застройку восточной части города с историческим центром. На строительство было выделено 300 миллионов норвежских крон, огромная сумма, составлявшая 7% от годового бюджета Норвегии. Строительство театра началось в 2003 году. Выемка грунта под фундамент велась под присмотром археологов, полуостров Бьорвик появился в результате поднятия дна и была высока вероятность обнаружить останки затонувших в древности кораблей. Здание театра было торжественно открыто 12 апреля 2008 года в присутствии короля Норвегии Харальда V, королевы Дании Маргрете II и президента Финляндии Тарьи Халонен.
Cнежно-белое здание с асимметричными изломанными формами, напоминающее огромный айсберг, в год открытия получило награду на Всемирном фестивале архитектуры в Барселоне. При этом жюри конкурса отметило театр не только как здание оригинальной архитектуры, но и как особо популярный туристический объект. В 2009 году театр был удостоен Европейской архитектурной премии Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe Award).
Здание оперного театра выдается в воды Осло-фьорда, в сторону которого наклонена кровля, покрытая 36 тысячами плит из белого итальянского мрамора.
Кровля представляет собой мостовую, по которым любой желающий может подняться до верхней точки здания. Плиты имеют различную фактуру, а меняющийся наклон порождают игру света, придавая зданию больший объем.
Крыша театра быстро завоевала популярность у горожан и гостей Осло. Только в первые восемь месяцев после открытия театра по ней прошлось 800 тысяч человек. Облюбовали крышу театра и скейтбордисты. Электроснабжение здания частично обеспечивается солнечными батареями общей площадью 300 квадратных метров, расположенными на южном (заднем) фасаде здания. Они способны вырабатывать в год до 20 тысяч киловатт-часов электроэнергии.
Перед зданием театра установлен памятник Кирстен Флагстад — оперной певице-сопрано, признанной одной из величайших исполнительниц партий в музыкальных драмах Вагнера. Её голос обладал силой и блеском, но вместе с тем лиризмом и гибкостью. Кристен родилась 12 июля 1895 в городе Хамар, в семье дирижёра, и пианистки. Училась в Осло и Стокгольме. На оперной сцене дебютировала в 1913 году в небольшой партии Нури в опере Эжена д’Альбера «Долина» (Национальный театр Осло). На протяжении следующих 18 лет её карьера была связана только со Скандинавией. Она исполняла разные партии в операх Вебера, Верди, Бизе, Гуно и других композиторов, а также в опереттах. Известность пришла к Флагстад в 1932 году, когда она впервые исполнила партию Изольды в «Тристане и Изольде» Вагнера. С тех пор вагнеровские партии заняли в её репертуаре основное место. Уже в следующем году она была приглашена на Байройтский фестиваль. В 1935 году она с огромным успехом дебютировала в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке в партии Зиглинды в «Валькирии». С тех пор она часто выступала в США и Лондоне. Помимо вагнеровских ролей (Изольда, Брунгильда, Зиглинда, Елизавета, Эльза и др.), она нередко исполняла партию Леоноры в «Фиделио» Бетховена. Певица сотрудничала со многими выдающимися дирижёрами, такими как Вильгельм Фуртвенглер, Фриц Райнер, сэр Томас Бичем и др; её партнёром был великий тенор Лауриц Мельхиор. Кирстен Флагстад покинула сцену в 1955 году, в 1957 году состоялся её последний концерт, на котором она исполняла песни Грига. В 1958—1960 годах она была художественным руководителем Норвежской Оперы.
Напротив театра, в водах залива, можно видеть скульптуру «Hun ligger», выполненную Моникой Бонвичини (Monica Bonvicini) в 2007 году.
Сооружение из металла и стекла является интерпретаций картины немецкого художника Каспара Фредерика (Caspar David Friedrich) «Море льда» (Das Eismeer), написанной в 1923-1924 годах.
Ультрасовременное здание театра стало толчком для развития прилежащих кварталов, которые интенсивно застраиваются в таком же стиле.
Рубрики
Случайные записи