headimg

Записки радикального пессимиста

Возвращение в Россию из Европы. Граница

Обычно я пересекаю рубежи своей горячо любимой Родины по воздуху, но в этот раз выбрал путь в Европу через Калининград, откуда отправился в Польшу на автобусе. Таким же маршрутом я вернулся домой, получив массу новых знаний и эмоций. При использовании авиатранспорта погружение в родную действительность сглаживают аэропорты, которые, в принципе, не сильно отличаются внутренним устройством и порядками у нас и у "них". На земле контрасты проявляются так ярко, что иногда просто шокируют, особенно после длительного пребывания в Европе. Когда я ездил в автобусные туры, конечно же пересекал границу Шенгена по земле, но это происходило в Белоруссии и в тёмное время суток, к тому же там проходили погранконтроль "оптом", даже не выходя из автобуса.

Радости начались в Ольштыне, где я сел на автобус Ecolines, идущий из Варшавы в Гданьск. Во-первых, в автобусе чувствовался запах фекалий из туалета, хотя, в общем-то рейс короткий, 8 часов, с остановками каждые 2-3 часа, где можно справить нужду. Во-вторых, в Ольштыне автобус стоял около получаса на самом солнцепёке с выключенным кондиционером, хотя пришел по расписанию и должен был стоять 5 минут. Естественно, через 10 мин внутри автобуса находиться было невозможно. Ну, такими делами нас не удивишь, как и неработающими мультимедийными планшетами в спинках сидений...зато объявление водителя о порядке прохождения границы вызвало у пассажиров автобуса недоумение. О польском погранпосте и не было сказано не слова,  зато российский контроль пассажиры должны были проходить в следующем порядке - сначала граждане Украины и человек с каким-то загадочным штампом в паспорте(забыл сказать, что в при посадке в автобус водитель требовал показать визу), затем гражданин Узбекистана, потом все остальные. Как выяснилось впоследствии, водитель установил такую очередь совершенно правильно. После этого один из пассажиров, молодой парень, сказал, что не поедет (видимо, это и был "человек со штампом"), и попросил открыть багажник, чтобы забрать вещи.

Наконец, мы отправились в путь, и без всяких приключений всего за два часа преодолели сотню километров до границы. Такая скорость объяснятся тем, что здесь нет автобанов, автобус идет по сельским дорогам, проезжая через многочисленные деревеньки, это региональная дорога, основная магистраль из Калиниграда в Польшу идет в направлении на Эльблонг-Гданьск. Зато можно было полюбоваться осенними пейзажами и ухоженными польскими полями - запомните это фото!

Как я уже говорил выше, дорога эта не основная, и движение по ней небольшое, потому польский погранпост Bezledy был абсолютно пустынным. Перед самым КПП автобус ненадолго остановился у туалета, затем проследовал в зону контроля. Процедура заняла не более получаса - в автобус зашёл солдатик и собрал паспорта, затем еще один служивый с собакой прошелся через весь салон. "Собаку руками не трогать!" - предупредил водитель.   

На российской стороне находится пост Багратионовск и там все оказалось намного сложнее. Паспортный контроль пришлось проходить в специальном помещении с проходными, как в аэропортах. Водитель еще раз повторил порядок прохождения границы - первыми из автобуса вышли иностранцы,  мужчина и девушка с Украины и парень из Узбекистана, затем в павильон потянулись остальные. Иностранцев сначала долго мурыжили на паспортном контроле, задавая кучу вопросов, мужчину через какое-то время пропустили, а девушку и узбека завернули для дополнительной беседы. Узбека заставили заполнять какие-то бумаги - он пробовал протестовать, что не первый раз едет в Россию, и нигде никаких бумаг не писал, однако это не произвело никакого эффекта...писал он эти бумаги долго, уже все прошли контроль и сели в автобус, а его пришлось ждать еще минут 10.

С девушкой проводил беседу "товарищ в штатском", прямо здесь же, при в всех, и хотя общение было вроде бы культурно-вежливо, произвело гнетущее впечатление...неужели нельзя задавать вопросы личного характера в изолированном помещении, а не перед глазами и ушами ожидающих контроля пассажиров? "Зачем едете? к кому едете? Адреса, телефоны родственников-знакомых, почему едете через Польшу?" (последний вопрос иначе как дурацким не назовешь,  достаточно посмотреть на карту.). Через некоторое время допрос закончился, и девушке опять сказали ждать. В конечном итоге, когда все уже сидели в автобусе, даже узбек, девушка вышла из павильона и забрала свои вещи, оставшись на КПП и что с ней было дальше, мне неведомо. Возможно будут держать до проверки адресов-телефонов, но вот вопрос - зачем? какую опасность для великой державы может представлять студентка из Волыни?

Россиян тоже не обделили вниманием, задавая вопросы, каких я раньше никогда на слышал на погранконтроле: "почему вы выехали через один пост, а возвращаетесь через другой?", "где выдан ваш паспорт?","где ваше ПМЖ?". Одному мужику задали вопрос - "Ваше место рождения Сталинская область - это где"? Мужик объяснил, что до 1961 года так называлась Донецкая область.

Российская сторона встретила унылым пейзажем бурьянов до горизонта.

Пейзаж разнообразили только бесчисленные столбы линий электропередач.

Приглядевшись, я увидел, что это три совершенно идентичные линии, идущие параллельно на много километров. Честно говоря, такая схема электроснабжения меня, бывшего электрика, сильно озадачила. ЛЭП шла на погранпост, объект, конечно, важный, но зачем тройное дублирование?

Не знаю, какой ширины у нас запретная полоса вдоль границы, но в Польше фермерские трактора ездят прямо у пограничного забора. У нас первые признаки сельхоздеятелности стали появляться километров через 10 от пропускного пункта. Среди заросших полей виднелись каркасы полуразобраных строений и останки сельхозтехники.

Вдали обнаружился белый купол радарной антенны. Карта OSM показала, что здесь находится аэродром "Стрельня".  Судя по карте, взлетно-посадочная полоса начинается метрах в 30-50,  однако никаких признаков её я не заметил. Дома выяснил, что полоса грунтовая и когда-то здесь катали на "Цессне" за деньги.

Прусский городок Jesau, основанный в начале 18 века, ныне посёлок городского типа Южный из нескольких индивидуальных домов еще немецкой постройки и десятка хрущоб-пятиэтажек.

С 1935 по 1945 здесь был военно-испытательный аэродром Люфтваффе, где и сейчас можно видеть самолётные капониры.

В период Второй мировой войны здесь базировались 33 бомбардировщика Ju-188, 22 истребителя FW-190 и 20 Bf-109. В советские времена аэродром получил название "Нивенское", здесь была база 689 Гвардейского авиаполка им. А.Покрышкина. Полк входит в ПВО Балтийского флота и имеет на вооружении истребители Су-27. в 2004 году полк перебазировался на аэродром Чкаловск в Калининграде, с тех пор аэродром заброшен, а население посёлка сильно сократилось.

Продолжение следует.

Комментарии